МИХАИЛ ГОГОЛИН > ПРЕССА > Этот современный несовременный Гоголин

Этот современный несовременный Гоголин

Губернские новости 16.06.1995

На музыкальном факультете Вологодского педагогического университета состоялся концерт старинной и современной музыки, данный студентами и камерным оркестром детской филармонии под управлением Александра Лоскутова. Звучали произведения Вивальди, Баха и ... Михаила Гоголина. Имя последнего вологжанам пока известно мало, поскольку, несмотря на вологодские корни, он, из дальних странствий возвратясь, живет в нашем городе год - преподает на музыкальном факультете хоровое дирижирование (член Союза композиторов), пишет музыку, воспитывает дочерей: восьмилетнюю Валерию и полуторагодовалую Маргариту.

Голоса сливались, звучали светло и немного таинственно. Естественно что Михаил Гоголин, пришедший к нам в редакцию с записью своих произведений, испытывал иные чувства, знакомые лишь автору.

- Вы пишете так называемую серьезную музыку, для восприятия которой нужна определенная подготовка. Естественно, что появление в городе своего профессионального композитора кого-то приятно удивляет, кого-то настораживает.

- Я это понимаю. Нужно время, чтобы публика приняла мое творчество. С другой стороны, время быстротечно, хочется успеть сделать больше.Тем более, что после окончания Петрозаводской консерватории я несколько лет жил в Красноярске, преподавал в институте искусств. На мой взгляд, в этом городе есть своя музыкальная аура. Не хочу ничего сравнивать, но меня несколько огорчает, что в Вологде больше энают и ценят приезжих знаменитостей, чем своих музыкантов и музыкальные коллективы.

- Михаил Рудольфович, вы закончили консерваторию по двум классам - хорового дирижирования и композиции. Эти профессии взаимосвязаны?

-Тесным образом. Во-первых, люблю ту и другую, и, считаю, что они дополняют друг друга. Во-вторых, пишу для хора, хотя не только для него. У меня написаны симфонии, два фортепьянных концерта, фортепианные сонаты, вокальные циклы, кантаты, пьеса для лауреата международных конкурсов баяниста Валерия Микитского, работающего сейчас в Вологде.

- Для человека в возрасте 33 лет это, наверное, немало. Скажите, а как рождается ваша музыка? Помнится, Петр Ильич Чайковский говорил,что вдохновение не любит посещать ленивых...

- Доля истины в этом есть. Поскольку композитор, на мой взгляд, прежде всего должен уметь писать музыку, то есть найти правильную форму, интонацию и многое другое. Например, когда я работал над одной из симфоний, то часто заглядывал в партитуры Шостаковича - он в числе моих любимых композиторов. И речь вовсе не о плагиате, а о том, чтобы еще раз проверить себя, поучиться.

- Неужели такой творческий процесс для вас приемлем?

- Вовсе нет. Просто я считаю ремесло основой любой профессии. И ни приземленности, ни пренебрежения в этом не вижу. Если, скажем, вслушаться в произведения композиторов эпохи Возрождения - то ярко видна хорошая школа. А вдохновение приходит, когда уже знаешь, как сможешь написать то или иное произведение.

- И сейчас вы уже знаете?

- В какой-то степени да.

- Скажите, а что вы вкладываете в понятие композитор?

- В первую очередь - способ самоутверждения. А потом, считаю, композитор - это судьба, от которой не уйдешь. Сейчас я бы мог эарабатывать намного больше, но сознательно ограничиваю себя в выборе творческой работы. Хотя, конечно, у меня семья. И я все чаще задумываюсь, насколько меня хватит, чтобы совмещать заботы о хлебе насущном с творчеством.

Беседовала Мария ТАРАНЧЕНКО