МИХАИЛ ГОГОЛИН > ПРЕССА > Композитор Михаил Гоголин

Композитор Михаил Гоголин

Красный север 12.06.1995

В обширнейшем культурном спектре Вологды много значительных и интересно развивающихся направлений. Свои литературная и живописная школы, самобытный балет, интенсивнейшая гастрольно-концертная деятельность, свой театр. Но есть сфера приложения творческих сил, пока мало освоенная вологжанами - композиция. В городе немало одаренных самодеятельных композиторов, но почти нет членов Союза; людей, профессионально пишущих музыку. Утешает лишь, что произведения выдающегося композитора Валерия Гаврилина напитаны вологодскими мотивами.

И вот в конце нынешнего концертного сезона музыкальной Вологде был представлен новый композитор Михаил Гоголин, состоялась премьера его сочинения "Литургическая кантата" в исполнении камерного оркестра под управлением автора.

С ним наш разговор о музыкальной ситуации в Вологде.

-Это был ваш дебют?

-Нет, что вы. В Петрозаводске карельским симфоническим оркестром была исполнена моя первая симфония, кантата «Вечерние песнопения». Целый список премьер у меня в Красноярске.

-Назвав эти города, вы пометили свою жизненную географию. Каким будет место Вологды в ней?

-Петрозаводскую консерваторию я закончил по двум классам: дирижирования и композиции, в Красноярске преподавал. В Вологде композитору жить трудно, здесь музыкальная структура слабо пока выражена: нет симфонического оркестра, нет профессиональных хоров, мало исполнителей. Но я не хочу себя заземлять, привык писать симфоническую музыку и буду ее сочинять. Меня не греет мысль быть здесь единственным композитором. Как первым парнем на деревне. Моя мечта – перестать быть здесь уникумом.

- Ее будет совсем нелегко воплотить в жизнь. А нас просто радует премьера вашего сочинения. Во время глухого безверия вы пишете "Литургическую кантату"...

- В православной церкви музыка с инструментальным сопровождением запрещена ее канонами. По ним слово должно звучать так, чтобы ничто ему не мешало. Я отошел от догмата, взял Псалом Давида "Благослови, душа моя, Господа" и написал кантату в трех частях.

- В России богатые традиции обращения к духовным текстам и в светской, и в церковной музыке. Что в них наиболее близко вам, влияло на вас?

- Прежде всего - зто Игорь Стравинский, как композитор, личность, музыкальный деятель с его "Симфонией псалмов", балетом "Весна Священная". Широкая публика предпочитает лирических композиторов, а он интеллектуал, его мысли о музыке - букет неожиданных, нетрадиционных суждений, настоящий клад для композитора. Люблю Скрябина, Шостаковича, Пуленка, Мессиана, Шнитке, Гу- байдулину, Арво Пярта.

- Вы хоровой дирижер, что в хоровой традиции вам наиболее близко?

- Я знаю музыку Гречанинова, Чеснокова, Березовского, но, чтобы не зайти в тупик, искал другое направление. Мне близка музыка Георгия Свиридова, она оказала на меня воздействие своим эмоциональным строем.

- Между музыкой, что пишется сейчас, и слушателями немало преград. Как преодолеть их?

- Через пропаганду по радио, телевидению, концертное исполнение, запись на диски и кассеты.

- Где и в чьем исполнении будет звучать ваша музыка?

- Мою кантату "Глория" должен петь красноярский хор мальчиков, ряд сочинений - Новосибирский камерный хор. Мои сочинения обещали сыграть замечательные вологодские музыканты Валерий Микицкий и Роберт Оганян. Надеюсь активно сотрудничать с камерным оркестром Александра Лоскутова. Недавно я закончил "Кончерто гроссо" для струнного оркестра и пяти солистов. Хочется верить, что Вологда будет заботиться не только о своих резных палисадах, что очень важно, но и о развитии музыкальной ситуации, что в ней появится, наконец, хороший оркестр. Пока жив буду - буду гнуть свою линию по пропаганде новейшей музыки.

Нелли КУЗНЕЦОВА