Муз.пед музыкальный.
Заметки непрофессионала


                                                      Университетская газета (2000 г. №8)

Музыкально-педагогический факультет ВГПУ продолжает инициировать мероприятия, которые привлекают внимание не только университетской, но и гораздо более широкой общественности. В последнее время несколько музыкальных событий с участием муз.фака можно назвать замечательными.

Во-первых, в середине апреля на базе факультета проводились сразу два инструментальных конкурса: конкурс исполнителей на народных инструментах и первый в Вологде Всероссийский конкурс фортепианных дуэтов. Для участия в них собирались музыканты из Архангельска, Челябинска, Казани, Самары, Майкопа и других, более или менее отдаленных городов. Конкурсы проходили в течение трех дней, жюри возглавлялось приезжими профессорами из Москвы и Петрозаводска. Наиболее яркие выступления продемонстрировали участники из Архангельска, Вологды, Казани; лучшие номера были представлены на заключительном концерте в областной филармонии.

Почему же именно наш город был избран для проведения мероприятия, оказавшегося настоящим праздником инструментальной музыки? Вероятно, причин тому несколько. Одна из них – достаточно высокий статус кафедры музыкальных инструментов ВГПУ. Что касается дуэтной фортепианной музыки, то на факультете работают авторитетные концертирующие педагоги, двое из которых (Кокина Ирина Алексеевна и Андреева Людмила Станиславовна) являются членами Международной ассоциации фортепианных дуэтов. Кроме того, именно наш муз.фак сумел привлечь заинтересованные (или заинтересовать привлеченные) финансовые силы, которые обеспечили возможность пригласить в Вологду «далеких» участников. Не последнюю роль сыграло и свойственное организаторам конкурса (прежде всего это Валентин Владимирович Кокин, заведующий кафедрой музыкальных инструментов) желание музыкального общения, которое в последнее время становится все большей роскошью.

Еще одно событие, безусловно, вызвало интерес, как у начинающих, так и у матерых вологодских меломанов: в середине мая, в зале Областной филармонии состоялся концерт современной музыки, который, по сути, являлся авторским вечером двух молодых композиторов. Преподаватель музыкально педагогического факультета ВГПУ Михаил Гоголин и петрозаводчанин Игорь Субботин, а также «могучая кучка» непосредственных исполнителей,продемонстрировали авторскую концепцию понимания того, что есть музыка и что есть современность. Михаил Гоголин очень естественно принял роль ведущего программы, иногда поясняя, иногда настраивая слушателей на определенный способ восприятия предложенного.

Программа состояла из двух отделений, каждое из которых содержало если не изюминку то, по крайней мере, намек на косточку. Вероятно, любой присутствовавший назвал бы свой запомнившийся номер, мне наиболее интересными показались вокальные композиции, так как именно в сочетании со стихотворным текстом, на мой взгляд, музыка ярче демонстрировала некий замысел. Например, предваряя звучание цикла на стихи Валерия Судакова, Михаил Гоголин предупредил, что это «не песни, а что-то такое…». Действительно, триптих («О Бог…», «О Дева…», «Простите мне...») в эмоциональном исполнении Ольги Пьянковой (концертмейстер Наталия Павлова), вызывал именно те музыкальные ассоциации, о которых заявил сам композитор («Титулярный советник» Даргомыжского, неопределенный, несколько вальсовый Глинка и, еще менее определенный, Таривердиев). Последний номер задумывался как некое извинение за «модернистский взгляд на классическое наследие» и, надо сказать, роль его трудно переоценить...

Вокальный диптих Игоря Субботина на стихи А.Ахматовой и А.Блока («Сероглазый король» и «Девушка пела в церковном хоре»), исполнитель – Мария Алексеева, создал атмосферу мечтательного юношеского декаданса, когда сладостны плен и тлен, когда в конце все умирают; но от этого некоторым хочется жить… Обилие диссонансов (с точки зрения уха, безнадежно испорченного классикой), прямо таки кинематографическая смена контрастных планов заставляли воспринимать музыку, прежде всего как некое действо, невольно навевая воспоминания об идеях синтетической драмы и даже, местами («Сероглазый король»), об эмоциональных прессингах современных кинокошмаров.

В хоровом цикле a cappella «Песня печали» Игоря Субботина (исполнил хор музыкально-педагогического факультета под управлением Ирины Ерахнович) драматургическая сторона также превалирует, каноническая песенная форма куплет-припев» совершенно не предусматривается, хотя, собственно, ко времени исполнения данного номера (начало второго отделения) никто подобного «отката» от традиций уже не ждал. Любопытными показались ослабления тяготений, некая тональная неопределенность (тут тоника, и там тоника, и везде тоника) в номере, написанном на классический текст («По небу полуночи ангел летел…». Подумалось, что ангел действительно лишен возможности испытывать общечеловеческие тяготения, а потому божественно атонален...

В подобном же эмоциональном ключе выполнен вокальный цикл «Избранный Блок» (автор – Игорь Субботин, исполнитель - Екатерина Ершова). В заключение цикла яркая артистичность вокалистки в сочетании с мелодическими трудностями обретения ладовой устойчивости создали ощущение реальности сна и нереальности всего сущего, в том числе и зала филармонии со всеми присутствующими страстотерпцами.

Тем не менее, этот номер, а также следующий за ним - завершающая программу соната для двух роялей (автор – Михаил Гоголин), посвященная «850-летию Вологды и Москвы» – произвели сильное впечатление, как замыслом, так и его воплощением. Замечательный дуэт (Ирина Султаншина и Роберт Оганян), страстно переплетая струи мелодий народных песен Московской и Вологодской области, помогли сознанию слушателей прибиться к берегу в заключительной четвертой части вышеназванного произведения. Прибившись, публика посуху покинула зал, над которым великолепно реял декан муз.педа С.С. Серебренник с кинокамерой, символизируя неординарность и
загадочность всего вверенного ему факультета.

                                                                        И.Александрова