Музыка и метанойа

Русский север 18.12.1997

В нынешнем концертном сезоне вологжане услышали замечательные мотеты Мендельсона в переложении для камерного оркестра, женского хора и трех солистов. Автором этой инструментовки выступил вологодский композитор Михаил Гоголин.

Вернувшись в Вологду, где он родился и начинал учиться музыке, композитор обнаружил, что здесь по-прежнему как не было, так и нет профессионального симфонического оркестра, да и исполнителей серьезной музыки не так уж и много. Но Михаил начал работать с женским хором Вологодского педуниверситета, где он преподает на музыкально-педагогическом факультете. Первым плодом их совместного творчества стало исполнение «Литургической кантаты» Гоголина в 1995 году (вместе с камерным оркестром под управлением А. Лоскутова). Вообще духовная музыка (а мотеты тоже написаны в ее жанре) занимает в творчестве Михаила Гоголина огромное место. Им написаны, кроме «Литургической кантаты» на текст псалма Давида «Благослови, душа моя, Господа», кантата «Глория» для хора мальчиков, «Литания», «Священные песнопения» и другие произведения.

Но композитор обращается к исследованию и более серьезных проблем современности, например, к такой глобальной, как изменение сознания человека в нынешнюю эпоху. Симфоническое произведение, посвященное пере менам в духовной жизни нашего современника, так и называется: «Меtапоiа», что в переводе с латыни означает «Изменение сознания».

Знакомство с вологодской певицей Алиной Панчук послужило толчком для подготовки новой концертной программы - цикла романсов на стихи Владимира Набокова. Скоро вологжане смогут их услышать.

Конечно, композитор в нашем городе просто обречен на работу с камерной и фортепьянной музыкой, ведь создание профессионального симфонического оркестра - дело не просто дорогостоящее, а совершенно неподъемное. Да и отделение Союза композиторов в Вологде - пока еще утопия, так как профессиональных композиторов только двое.

Елена ЮШКОВА