От эстрады до духовной музыки

Вологодские новости

Такой творческий путь прошел композитор Михаил Гоголин.

В нашей области всего два члена Союза композиторов. Один из них молодой, но отнюдь не начинающий Михаил Гоголин. Он не только создает музыкальные произведения, но и занимается дирижированием, преподает на музыкальном факультете педагогического университета и в музыкальной школе а также поет в церковном хоре Рождество-Богородицкого кафедрального собора. Так что в начале октября у него сразу два профессиональных праздника: 2 октября - Международный день музыки, а 6-го - день учителя. Недавно Михаил стал доцентом кафедры пения. Трудно даже поверить, что начиналась столь серьезная музыкальная карьера с музицирования в... ресторане. 

- Музыкой увлекся со школы. В юности сотрудничал с Витей Колесовым (сейчас он возглавляет группу «Петрович Бэнд») и Юрой Лазаревичем. Виктор играл на гитаре, Юра - на клавишах, я был солистом.

Потом появилась у меня своя группа «Фламенго», для которой писал песни. Мы даже успели сделать магнитоальбом, в котором был один вологодский шлягер тех лет «Кто есть кто». Возможно, мои ровесники помнят его. Выступали на дискотеках, танцевальных вечерах в ПТУ, лагере комсомольского актива. Любое выступление необходимо было согласовать с обкомом ВЛКСМ. А в те годы рок-группы не жаловали, только-только стала выходить из подполья «Машина времени». Да и времени развернуться у нас не было. Меня в армию призвали, а ребята занялись каждый своим делом.

- Но ты, думаю, и в армии не окопы рыл?

- Я попал в Ленинград, там меня определили в оркестр. Спросили: «На альте играть умеешь?» Я, честно говоря, его тогда в руках не держал. Но сказал: «Умею». За месяц пришлось выучиться.

- За месяц?

- Было бы желание. Тогда был в моде Владимир Кузьмин с его «Динамиком», а он прекрасно играл на скрипке, гитаре, флейте, фортепьяно, саксофоне. Подумалось: «А мне, что, слабо?» Я тогда уже играл на ф-но, гитаре. В армии освоил альт, а позже саксофон. Кстати, на альте мне очень нравилось играть.

- Что же помешало после окончания службы собраться прежним музыкальным составом?

- Ребята, с которыми раньше играл, к тому времени определились в жизни: семья, работа... Как это обычно бывает - проходит юность, и дороги расходятся. Время от времени мы, конечно, собирались, играли, но слаженной команды уже не было, да и мне надо было думать, как на хлеб зарабатывать. Устроился в ресторан, стал играть там на электрооргане.

- А не обидно было работать, по сути, музыкальным официантом? Ты же учился в муз.училище, не мешали честолюбивые мечты, планы?

- Конечно, работа в ресторане - не творчество, а зарабатывание денег. Но это был достаточно стабильный, неплохой, кстати, заработок. Да и там элементы импровизации, музицирования присутствовали. Я не вижу ничего постыдного в этой работе. Напомню, что и Шостакович начинал тапером в кинотеатре, эстрадные музыканты почти все прошли через ресторан и нередко, когда пик популярности проходил, туда и возвращались. Для музыканта это своего рода школа. Там требуются мобильность, профессиональная хватка, умение сходу уловить мелодию.

- Эстрадная музыка, рок, шлягеры - и вдруг симфонии и кантаты. Как произошло перерождение?

- Серьезной музыкой я стал заниматься в консерватории, поступить куда мечтал еще на первом курсе училища. Да и в нем-то, собственно, учился для того, чтобы впоследствии продолжить образование. А в консерваторской профессиональной среде стали меняться и интересы.

На отделение композиторского мастерства меня не приняли, хотя собственные сочинения у меня к тому времени были, но все они носили эстрадно-джазовый характер и не брались в расчет. Тогда я поступил по классу хорового дирижирования, а чуть позже и композиции. Нагрузка была большая, но занимался тем, к чему душа лежала. Появились первые серьезные произведения: прелюдия для фортепьяно, вокальный цикл на стихи Рубцов. А летом, после окончания первого курса, написал произведение, в котором мои новые увлечения слились с былыми пристрастиями к рок-музыке. Так появилась «Рокофония» (от слов "рок" и "симфония"), где рок-стилистика была положена на симфоническую основу.

- И сколько же с тех пор в твоем композиторском портфеле появилось произведений?

- Более 60-ти, среди них четыре симфонии, кантаты, сонаты для фортепьяно, музыка для камерного оркестра, произведения для хора.

- А как пришла в творчество духовная музыка?

- Хор исторически возник как исполнитель именно такой музыки. На годы учебы в консерватории пришлось празднование 1000-летия крещения Руси. Тогда прекратились гонения на церковь, и обнажился доселе неизведанный музыкальный пласт - духовная музыка: произведения Рахманинова, Чайковского, Чеснокова, Бортнянского и других малоизвестных, но не менее интересных авторов. И я увлекся, а затем сам стал писать духовную музыку. Этим в те годы, кстати, «баловались» многие композиторы. Даже те, кто еще недавно сочинял партийные гимны, стали перекладывать на музыкальную основу «Отче наш». Мне же, как хоровику, заняться духовной музыкой сам Бог велел. И я написал цикл на тексты святых апостолов «Послания». И позже регулярно разрабатывал духовную тему как для католических на латинском языке («Месса», «Литания»), так и для православных богослужений.

- Они исполняются в вологодских храмах?

- Нет, в православном храме велика роль традиций и используется музыка старая, апробированная, даже сочинения Рахманинова не исполняются: они слишком сложны. Так что в отношении своих произведений я не обольщаюсь. Но не теряю надежды, что когда-нибудь мои сочинения зазвучат и в храме.

- Значит ли, что музыка привела тебя в лоно церкви?

- Не могу назвать себя истинно православным, но я стал человеком, близким церкви. Признаюсь, в моей жизни были колебания, например, одно время, увлекшись католической музыкой, даже раздумывал, не принять ли католическую веру, так как многие постулаты этой религии были мне близки. Но, рассудив здраво, сделал вывод, что, родясь и живя в православной стране, человек должен исповедовать религию своего народа. И когда я обратился к православию и музыке этой религии, то отказался от сочинения произведений на латинском языке.

- И даже пришел в церковный хор?

- В него первым пришел не я, а жена Ирина. До этого я отметал даже мысль о подобном занятии, как не отвечающем моему мироощущению. Потом мы стали петь вместе в Рождество-Богородицком кафедральном соборе, где работаем уже два года.

- У вас музыкальная семья. Ирина, кроме участия в церковном хоре, работает вместе с вами на муз.факультете пед.университета - преподает дирижирование. Трудно уживаться двум творческим натурам?

- И трудно, и легко. Трудно потому, что у каждого творческого человека свои амбиции, а легко потому, что у нас практически полностью совпадают мнения по многим вопросам музыкального исполнительства и по отношению ко многим произведениям. Ирина - моя ученица: после окончания Петрозаводской консерватории я преподавал в Красноярске, и среди первых студентов, с которыми занимался, была Ира. Конечно, я не мог не обратить внимания на привлекательную и очень талантливую девушку.

Музыка нас свела, сделала близкими людьми, и супруга активно пропагандирует мою музыку. В качестве дирижера она стала первым исполнителем многих моих хоровых произведений.

- В музыкальной семье и дочка растет музыкальной?

- Маргарите пять лет и о будущем говорить пока рано. Но уже сейчас она любит садиться за фортепьяно и, как папа, что-то записывать в тетрадке карандашом. А потом бьет по клавишам пальчиками и получается что-то похожее на мою музыку. Если она захочет быть музыкантом, я не буду против.

- А случается ли у композитора Михаила Гоголина творческий кризис?

- Для меня существует кризис душевный, связанный с усталостью от творчества и потерей веры в свои силы, и языковой, выраженный в поисках каких-то новых выразительных средств. Последний, - я считаю, просто необходим любому творческому человеку для того, чтобы избежать застоя. Показателен такой пример: работая над своей пятой симфонией, П.И. Чайковский считал, что пишет какое-то скучное произведение. Внутреннее ощущение его обмануло и появилось на свет талантливое музыкальное творение. При этом он испытал сильнейший эмоциональный кризис преодоления своего «я».

- Если не секрет, как приходит вдохновение?

- Сначала я улавливаю какие-то образы либо пытаюсь их сфантазировать, а затем расшифровываю и облекаю в соответствующее музыкальное оформление. Ехал однажды из Новосибирска в Красноярск, и в голове стала крутиться какая-то тема, которая уже звучала в оркестровом тембре. Я ее запомнил и хотел утром записать. А соседями по купе были два беспокойных пассажира, которые то и дело поднимали меня с нижней полки, чтобы вытащить какие-то свои вещи и чемоданы. И это бесконечное хлопанье и бряканье так зафиксировалось в голове, что, наложившись на уже придуманную тему, трансформировалось в музыкальные такты, которые затем стали вступлением к моей симфонической поэме «Метанойя».

- А что тебя может выбить из колеи?

- Иногда возникает состояние, когда перестаешь ощущать потребность общества в твоем творчестве. Помочь здесь могут какие-то конкретные заказы на произведения, либо просьбы исполнителей на сочинение для них. Не могу сказать, что таких заказов у меня мало. Я писал для баяниста Валерия Микитского, пианиста Роберта Оганяна, фортепьянного дуэта Ирины Кокиной и Людмилы Андреевой, хорового дирижера Татьяны Брова и других известных в городе музыкантов. Но должен заметить, что в Вологде потребностей в профессиональной композиторской деятельности практически нет. А жаль, ведь наш город имеет достаточно богатые культурные традиции.

- И все же музыкальная жизнь у нас достаточно насыщенна. Надеюсь, в этом сезоне она будет отмечена и твоим именем?

- Думаю, это случится уже в октябре. Камерный оркестр Вологодской филармонии под руководством Александра Лоскутова исполнит мою кантату «Тебе Бога хвалим». Должен состояться и мой четвертый авторский концерт, куда войдут только сочинения на духовную тематику. Он будет посвящен встрече 2000-летия Рождества Христова. А впереди, хочется верить, новые сочинения и концерты. Кое-что уже вырисовывается, но, чтобы не сглазить (творческие люди суеверны), о конкретных планах пока говорить не буду.

Беседу вела О.КРУТИКОВА